Тридцать с лишним лет назад японские инженеры–полиграфисты придумали копировальную машину нового типа. Внешне устройство напоминало ксерокс и тоже использовало принцип сканирования изображений. Однако затем оно изготавливало печатную форму и этим уже было похоже на офсетную машину. Затем аппарат копировал изображение.
Новая установка на техническом языке называлась цифровым дупликатором. Однако разработчики в честь своей фирмы «Ризо» дали ей имя «ризограф», и оно прижилось.
Технология печати на ризографе состоит из нескольких операций. В устройство закладывают макет текста на обычной бумаге, он сканируется, и лазерный луч выжигает в рулоне особой пленки сотни тысяч крохотных отверстий, которые соответствуют сохраненной цифровой картинке. Затем, сквозь них на лист чистой бумаги продавливается краска и на бумаге получается копия сканированного изображения.
Конечно, за всем этим стоит масса технических деталей. К примеру, пленка ризографа похожа на слоеный пирог. Она состоит из полимерного слоя, имеющего подложку типа бумажной: из свойлаченных волокон.
Хотя краска для ризографа довольна дорога, расходуется она при работе исключительно экономно. Процесс идет быстро: через несколько секунд после нажатия пары кнопок машина начинает выдавать копии с впечатляющей скоростью до 130 листов ежеминутно. Копии вылетают с такой скоростью, что не успеваешь и считать. Впрочем, это и не нужно: подсчет тоже идет автоматически.
Все это делает этот способ печати намного более экономным, чем ксерокопирование. Да, ксерокс хорош, когда надо получить небольшое количество копий. Однако стоимость каждой будет заметно выше, чем на ризографе. И если нужен тираж в сотни экземпляров, то разница окажется очень ощутимой. Ризограф хорош для получения тиража от пятидесяти до двух тысяч копий. Если тираж выше, имеет смысл переходить на традиционную офсетную печать.
На ризографе печатают бланки, рекламные листки, визитки, брошюры и полноценные книги. Естественно, в последних двух случаях нужны дополнительные операции – брошюрование, переплетение и др.
Слабое место ризографа – многоцветная печать. Конечно, можно пропустить один и тот же лист через устройство, заряженное красками разных колеров. Но точное «попадание» цветов получить трудно и точечность изображения тоже снижает его качество.