«Потребители – это все мы, – заявил тогда Кеннеди. – Потребители – это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение».
Четырьмя основными правами, прозвучавшими в Конгрессе, стали: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Общества по защите прав потребителей всего мира сделали эти слова своим манифестом. Позже Всемирная организация союзов потребителей внесла еще четыре права: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 г. Спустя два года Генеральная ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей, с принятием которых потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.
Впервые Россия отметила Всемирный день защиты прав потребителей в 1992 г., когда был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги «системы защиты прав потребителей». Более широко этот праздник отмечался во всех регионах в 1994 г., но официально начало ему положено в 1996 г. – с момента вступления России во Всемирную организацию союза потребителей.
Без торговли нет богатства — гласит вьетнамская поговорка. Торговать умеют все, но дураки торгуют себе в убыток, говорят англичане. В России, как явствует из нашего фольклора, дураков нет! Это означает, что все торгуют с прибылью. В прогаре у нас только покупатели? А если считать, что каждый продавец — он же и покупатель, то делайте выводы.
Целью продавца всегда было одно: продать товар с наибольшей выгодой, но это в целом справедливое и полезное желание не всегда согласовывалось и согласуется с интересами покупателя.
Покупатель стремится приобрести нужную ему качественную вещь за приемлемую сумму, продавец же стремится продать каждому потенциальному покупателю именно то, что есть у него, иногда даже тогда, когда кому-то из покупателей данный товар по тем или иным причинам не подходит.
Поскольку продавец всегда знает о своем товаре больше покупателя, да и умение продавать включает в себя многое – именно это недоверие и нашло свое отражение в законах и других нормативных актах, регулирующих сферу торговли и предоставления услуг потребителя, т.е. всем нам.
Читайте также: маркировка проводов