Специфичный запах типографской краски еще недавно был самым характерным признаком «свежей» полиграфической продукции — книг, газет, журналов. Отлежавшись, они теряли его, становясь «ароматически нейтральными». Но ведь запахи играют в жизни человека не последнюю роль. Они быстро распространяются, привлекают внимание и, конечно, могут служить источником положительных эмоций.
Эти свойства поставила себе на службу современная полиграфия. Рекламную и информационную продукцию стали печатать не только на высококачественной бумаге и в современном дизайне, но еще и с приятным запахом. Эта технология получила название «ароматической полиграфии». Оказалось, неповторимый аромат можно придать рекламным проспектам, буклетам, открыткам, календарям, конвертам, фирменным бланкам, визиткам и т. п.
В полиграфических лабораториях появились химики, которые отслеживают новинки в синтезе химических веществ и экспериментируют для получения нужных ароматических комбинаций. Их сейчас насчитывает уже около пятнадцати тысяч. Чаще всего в ходу разные виды цветочных, древесных, фруктовых и экзотических ароматов.
Как наносят их на бумагу? Пахучими веществами заранее пропитывают краску, лак, клей и при получении оттиска на поверхности остается не только нужно изображение, но и соответствующий запах.Есть две основных формы его «подачи»: с помощью ароматических масел или микроскопических капсул.
Если применяют ароматические масла, то запах становится ощутимым сразу же после окончания технологической цепочки. Но при этом ароматное вещество быстро улетучивается, запах слабеет, и максимум через две-три недели уже не улавливается. Такой подход имеет смысл, если продукция предназначена для распространения в короткий срок (например, раздача рекламных листовок).
Ароматические микрокапсулы «работают» по-другому. Аромат здесь появляется только в нужное время — если бумагу поскрести. Это разрушает капсулы и высвобождает пахучее вещество. Иногда печать идет так, что участок со спрятанным ароматом прикрывают наклеенной бумагой. Тогда запах появляется при ее отрывании. Стойкость вещества, упакованного в капсулы, сохраняется до трех лет. Такая технология оправданна при печати продукции долговременного пользования: визитных карточек, фирменных бланков, рекламных буклетов.