Было время, когда ассортимент шрифта не отличался большим разнообразием и был весьма ограничен. Практически все художественные книги издавались одной литературной гарнитурой. Гарнитура – это набор шрифтов сходного рисунка, но имеющего различия по начертанию и размеру. Например, бывают обыкновенные, плакатные, литературные гарнитуры и т.д.
С течением времени и развитием технологий все поменялось и появилось большое количество новых шрифтов, учитывающих особенности современной полиграфии.
При классификации принимают во внимание следующие признаки:
1. Разделяют моноширные и пропорциональные шрифты. Их различие основано на ширине символа. В первом случае все знаки имеют одинаковую ширину, а во втором – разную.
2. Наличие засечек (элементов на концах букв). Шрифты без засечек, объединили в группу «гротеск». Группа, использующая их, носит название «антиква».
3. Кроме этого шрифты различаются характером рисунка, размером (кеглем), наклоном и насыщенностью.
Рисунок шрифта, в первую очередь, характеризуется соотношением толщины основного и соединительных штрихов. В зависимости от назначения полиграфии рисунок шрифта может иметь свои стилистические особенности.
Кегль – это размер высоты букв, цифр и знаков, измеряющийся в типографских пунктах, с учетом верхних и нижних просветов. Шрифты до 12 пунктов считаются текстовыми, а свыше – заголовочными или титульными.
По наклону основных штрихов шрифты делят на прямые и курсивные.
По насыщенности – на светлые, полужирные и жирные.
4. В соответствии с характером заполнения бывают нормальные, оттененные, контурные, выворотные и другие шрифты. Большая часть из них используется достаточно редко и имеет специальное назначение, например, для печати афиш.
5. Шрифты делятся на виды и по области применения: газетные, рекламные, плакатные и т.д.
Кроме этого, на шрифты существует ГОСТ, и он предлагает разделение на такие группы:
• Рубленые шрифты (не имеют засечек).
• Шрифты с незначительными засечками (концы штрихов слегка утолщены).
• Медиевальные шрифты (засечки сопрягаются с основными штрихами как дуги окружностей).
• Обыкновенные (прямые тонкие засечки, под прямым углом соединяются с основными штрихами).
• Брусковые (неконтрастные шрифты с утолщенными засечками).
• Малоконтрастные (часто используются при наборе книг и газет, засечки – длинные и закругленные).
• Дополнительные.
Самый первый вопрос, возникающий при оформлении печатной продукции, всегда касается выбора шрифта, и профессионалы подходят к нему со всей серьезностью.